Работа с одаренными детьми

Перенесены даты муниципального этапа по ОБЖ, искусству (МХК), русскому языку и информатике!

В связи с постановлением Губернатора Московской области от 21.10.2021 № 387-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 13.06.2021 № 178-ПГ «О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» изменены сроки проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по следующим предметам:

ОБЖ — 11 ноября, 14:00 (теория) и 12 ноября, 10:00 (практика)

Искусство (МХК) — 25 ноября, 14:00

Русский язык — 27 ноября, 10:00

Информатика — 28 ноября, 10:00

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в 2021 году будет  проводится по следующим предметам: французский язык, русский язык, химия, история, экономика, физика, астрономия, биология, информатика, литература, технология, математика, обществознание, экология, основы безопасности жизнедеятельности, английский язык, искусство (МХК), физическая культура, география, немецкий язык, итальянский язык, китайский язык, испанский язык, право.

Принять участие в муниципальном этапе смогут ученики 5-11 классов, набравшие проходные баллы на школьном этапе, а также победители и призеры муниципального этапа прошлого года.

Муниципальный этап проводится в соответствии с  Порядком проведения олимпиады и требованиями к организации муниципального этапа.

Проходные баллы, результаты участия, состав муниципальных предметно-методических комиссий публикуются на сайте органа местного самоуправления , осуществляющего управление в сфере образования. Результаты участия в олимпиаде также доступны в личном кабинете участника на Школьном портале в разделе Олимпиады.

Узнать свои баллы и итоговый статус можно в электронном дневнике на школьном портале (раздел «Олимпиады» в верхнем меню ®учебный год 2021-2022 ® карточка олимпиады ® статус: победитель, призер или участник).

В качестве подготовки используйте задачи олимпиад прошлых лет:

— на сайте РЦОД Взлет  

— в разделе Материалы ЦПМК по предметам 

принимайте участие в профильных образовательных программах направления «Наука» 

— для подготовки к олимпиадам по физике рекомендуем использовать портал «Физтех регионам»

Период проведения муниципального этапа с октября по декабрь.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2021

С 13 сентября 2021 года стартует школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Это самая массовая и самая значимая олимпиада школьников в России.

Принять участие в школьном этапе могут ученики 5-11 классов образовательных организаций Московской области, обучающиеся 4 классов смогут участвовать в олимпиадах по математике и русскому языку. 

Принять участие могут все желающие, без ограничений и вне зависимости от успеваемости по предмету.

Олимпиада проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий. Регистрация открыта на платформе http://mo.olymponline.ru/.

Каждый школьник в свободное от уроков время может принять участие в нескольких олимпиадах. Знакомьтесь с инструкцией и следите за графиком. Для входа используются логин и пароль от Школьного портала.

Период проведения школьного этапа: с 13 сентября по 23 октября.

Продолжительность олимпиады – от 45 минут до 4 часов (в зависимости от предмета).

Для успешного старта познакомьтесь за заданиями школьного этапа 2020 и заданиями школьного этапа 2019 года. Более полная и подробная информация на сайте РЦОД Взлет.

Удачного старта, друзья! Все на Взлет!

Подводим итоги…

Сборник тезисов работ призеров и победителей городских научно-исследовательских и научно-практических конференций учащихся гимназии за 2020 — 2021 учебный год pdf

Ученики гимназии успешно выступали на региональном этапе. Наш город и гимназию на региональном этапе в этом году представляли 12 учеников, которые приняли участие в 19 предметных олимпиадах по 10 предметам и привезли в общей сложности 4 диплома победителя и 6 дипломов призеров регионального этапа.

Мы гордимся нашими ребятами, их победами, искренне радуемся успехам и благодарны за труд  и стремление к знаниям.

Подводим итоги…

Анализ деятельности гимназии по направлению «Одаренные дети» за 2019 — 2020 учебный год .pdf

Призеры и победители регионального этапа ВСОШ за период 2018 — 2020 г.г.

2019 — 2020 учебный год

2018 — 2019 учебный год

Сборник тезисов работ победителей и призеров городских и региональных НПК 2017-2020 года .pdf

Количество баллов по общеобразовательным предметам, необходимое для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году PDF

Сроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году. Подробнее …

Приказ «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в городе Дубне в  2019–2020  учебном году» PDF

График проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в г.о. Дубна в 2019-2020 учебном году PDF

Приказ №267/1.1-05 от 27.08.2019 «Об утверждении Порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в городе Дубне в 2019-2020 учебном году» PDF

Порядок проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в городе Дубна PDF

СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных законного представителя участника Всероссийской олимпиады школьников DOC

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров

Программа гимназии «Одаренные дети» на 2015 — 2020 г.г. PDF

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной задачей. Помочь одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале — лучших российских ученых, кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. А поскольку

При этом деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
  • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи — содержание — обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ — определение индивидуальных образовательных траекторий — технологии — методика развивающего обучения и практика — образовательная деятельность — помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности — в определенной области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • НОУ «Искатель»
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая — создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая — воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития . Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой — они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Педагогические программы развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Одаренность — сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным — индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая — рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой — помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность — поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором — конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.